Площадка перед домом — возможность организовать парковочное место для автомобиля, где не будет соседских войн за место, необходимости бросать дела и мчаться домой в определенное время. Но обустраивать его нужно с умом. Прежде всего необходимо выбрать покрытие — лучше всего подойдет тротуарная плитка.
Этот материал отличается долговечностью, практичностью, простотой укладки и невысокой стоимостью. Необходимо понимать, что тротуарная плитка для обустройства площадки под автомобиль должна отличаться от той, которая обычно применяется при мощении дорожек, по которым перемещаются пешеходы.
Основное отличие — толщина плиток. Кроме того, площадка под авто прослужит долго только в том случае, если буду строго соблюдены правила укладки. Расскажем об этих и других нюансах подробнее.
- Основные требования к площадке под авто
- На улице
- В гараже
- Выбор плитки
- Толщина
- Размер
- Учитываем вес автомобиля
- Выбор остальных материалов
- Щебень
- Отсев
- Цемент
- Песок для присыпки
- Технология укладки: поэтапно
- Укладка тротуарной плитки
- Планировка и разметка
- Дренажный слой или песчаная подушка
- Установка бордюров
- Установка водостоков
- Основание
- Стяжка: когда необходимо делать?
- Основание в виде песчаной подушки
- Укладка плитки
- Заделка швов
- Финишный этап
- Заключение
Основные требования к площадке под авто
Площадка, на которой будет стоять ваш автомобиль должна выдерживать большие нагрузки. Машина будет здесь не только стоять, но и активно перемещаться. Именно поэтому к участку под автомобиль, вымощенному тротуарной плиткой, предъявляется ряд общих требований.
На улице
Основные требования несколько отличаются в зависимости от того, где именно будет обустроена подобная площадка под автомобиль. Для улицы это:
- ровность покрытия — придется обеспечить плотное и ровное основание. Это не позволит тротуарной плитке смещаться и деформироваться под воздействием больших весов;
- подвижность основания — необходимо обеспечить минимальные показатели подвижности плиток, чтобы избежать их разрушения в результате процессов пучения грунта, промерзания швов или попадания влаги в терзины;
- составные элементы тротуарной плитки (или бруски) — укладывают, оставляя швы минимальной толщины. Широкие деформационные швы приведут к избыточной подвижности всего основания под автомобиль и неизбежному разрушению отдельных элементов;
- дренажная система — если не обеспечить отведения влаги, уже через несколько лет можно получить полностью разрушенную площадку. Деформации подвергнется даже бетонная подушка, поскольку бетон способен впитывать влагу (до 2 процентов от общего объема);
- оформление границ площадки под автомобиль. Это могут быть бордюрные камни или вертикальная плитка. Такое ограничение позволит создать дополнительные ребра жесткости и зафиксировать тротуарную плитку в означенных границах.
Важно: перед тем, как обустраивать площадку под автомобиль необходимо предварительно рассчитать предполагаемую нагрузку. Если она будет выше средней, стоит обратить внимание на тротуарную плитку повышенной плотности и толщины с высокими показателями морозостойкости.
В гараже
Для площадок, которые обустраиваются внутри помещения, устанавливаются более простые требований. Основное — толщина плитки и ровность (с одновременной подвижностью) основания. А вот дренаж обустраивать необязательно.
Конечно, если вы планируете мыть автомобиль в теплом помещении, придется предусмотреть систему отведения воды. Хотя бы для того, чтобы полы и стены не были мокрыми, предотвратить возникновение и размножение плесневых грибков.
Выбор плитки
К выбору конкретной тротуарной плитки необходимо подойти со всей ответственностью. Мы не ведем речь о цвете материала. Здесь все ограничивается исключительно вашей фантазией. Важный момент — производитель. Лучше, если материал будет произведен методом вибропрессования. Последний позволяет получить качественную тротуарную плитку с необходимыми показателями прочности, плотности и морозоустойчивости.
Совет: необязательно покупать тротуарную плитку для площадки в строительном большом магазине. Есть множество небольших цехов, которые занимаются производством специализированного материала. Но здесь важно обратить внимание на его качество и калибровку элементов. Укладывать тротуарные бруски разной толщины, с небольшими разномастными бортиками — сложно.
Толщина
Как уже отмечалось, толщина — основной показатель тротуарной плитки для площадки под автомобиль. Здесь не подходят материалы, с помощью которых выкладываются пешеходные и садовые дорожки. Материал просто не выдерживает постоянную нагрузку в несколько тонн (а именно столько весит даже самый небольшой легковой автомобиль).
Для легковых автомобилей необходимо выбирать плитку толщиной от 45 мм, а вот для микроавтобусов — от 60 мм. Если вы планируете парковать на площадке грузовик, тротуарная плитка должна быть толщиной не менее 80 мм.
Совет: перед покупкой попросите продавца показать плитку в разрезе. Так вы сможете оценить однородность и плотность материала. Чтобы проверить износостойкость тротуарной плитки, достаточно потереть два элемента лицевой стороной друг об друга. Если изменений нет — качество хорошее. Особое внимание обратите и на бруски, которые уже подготовлены продавцом для продажи другим клиентам. Как правило, он сложены в пачки в поддонах. На плохое качество укажут отломанные уголки, сколы, трещины.
Размер
Многие полагают, что размер тротуарных плашек для площадки зависит исключительно от предпочтений человека. Тем не менее, профессионалы рекомендуют выбирать плитку небольшого размера. Чем он меньше, тем равномернее будет распределена нагрузка от автомобиля и тем дольше прослужит такое основание. Рекомендуемый размер — не более 30х30 см.
А вот форма тротуарных плашек может быть практически любой. Обычно это квадрат или прямоугольник. Но при желании можно найти и фигурную плитку, которая после укладки позволит получить неповторимый рисунок и дополнительно украсит площадку для автомобиля, будет сочетаться с дорожками.
Учитываем вес автомобиля
Если вес автомобиля не более 1 тонны, можно отказаться от тротуарной плитки и использовать клинкерную брусчатку. Но профессионалы советуют делать площадку с запасом прочности. Чтобы после приобретения нового автомобиля не пришлось менять и основание для его парковки.
Тротуарная плитка рекомендована для автомобилей, вес которых не превышает две тонны.
Выбор остальных материалов
Естественно, что выбором конкретной плитки все не ограничится. Процесс укладки площадки проходит в несколько этапов, для каждого из которых нужно выбрать качественные материалы. Все они носят вспомогательный характер, но без качественно выполненного ровного основания свою функцию автомобильная площадка выполнить просто не сможет.
Щебень
Дренажный слой под площадку невозможно обустроить без щебня. Вам понадобится материал с фракцией 20-40 мм. Для уплотнения дренажа используют гравий (25 мм).
Уложенные слои обязательно трамбуют, чтобы камни создавали плотный слой с минимальными зазорами. Их будет достаточно для отведения излишней влаги с площадки.
Отсев
Отсев — строительный материал, который получают в результате тщательного дробления натурального камня (щебня, гравия) или искусственного материала. От основного камня, который подвергается дроблению, отсев отличается неоднородностью размера, пылевыми и очень мелкими частичками. Как правило, в отсев попадают частицы, размер которых около 0,5 см.
Отсев — отличный вариант для экономии и упрощения бетонных работ. Отсевные фракции добавляют в бетонный раствор, это существенно увеличивает пластичность и подвижность последнего. С ним удобнее работать при обустройстве площадки под автомобиль из тротуарных плашек.
Цемент
Основной вяжущий элемент бетонного раствора, из которого выполняют ровное основание для площадки под автомобиль. Понадобится цемент марки 300-500. Он обязательно должен быть свежим, чтобы максимально сохранить связующие свойства. Профессионалы рекомендуют выбирать из цемента марки 400 или 500.
Песок для присыпки
Несмотря на то, что песок нужен для организации парковочного места под автомобиль, важно выбрать качественный материал. Он должен быть речным, чистым от посторонних примесей, просеянным.
Важно: кроме указанных материалов понадобится геотекстильный материал с односторонним покрытием. Он исключает вымывание песка, пропуская влагу только в одном направлении. На этапе планировки площадки под автомобиль стоит предусмотреть и необходимость ограничителей. Например, бордюрного камня.
Технология укладки: поэтапно
При любых строительных мероприятиях важно соблюдать технологию. На каждом этапе укладки тротуарной брусчатки для парковки под автомобиль необходимо соблюсти целый ряд нюансов. Если этого не сделать, основание не будет прочным и ровным, а значит площадка под автомобиль не сможет прослужить долго.
Подготовительный этап не менее важен, чем все остальные. Важно тщательно выбрать место, где будет постоянно размещаться автомобиль. Площадка под авто должна быть ровной, не иметь ям, ухабов и провалов.
Учтите, что каждое утро вы будете заводить машину — шум работающего двигателя и выхлопные газы будут попадать в окна. Поэтому лучше выбрать площадку в некотором отдалении от дома или от окон помещения, в котором происходит ночной отдых людей.
Укладка тротуарной плитки
Планировка и разметка
При планировании площадки под парковку автомобиля следует учесть ряд моментов. Если вы предполагаете, что по тротуарной плитке автомобиль будет передвигаться, а не только стоять — делайте проезд шириной не менее 2,2 метра. Такая ширина позволяет уместиться на дорожке не только авто, но и человеку. При этом важно учесть и размер тротуарных плашек, которыми будет вымощена площадка под автомобиль. Чтобы избежать необходимости подрезания тротуарной плитки, лучше расширить проезд.
Важно: профессионалы советуют выполнять площадку под небольшим уклоном. Достаточно 5 %. Такой угол позволит не допустить застоя влаги.
Для разметки подойдут обычные колышки с бечевкой. Замеры производят с помощью рулетки, а фиксацию колышков через каждые 1,5 метра.
После того, как будет размечена площадка, необходимо снять верхний слой почвы. Земляные работы можно проводить вручную, но удобнее и быстрее это сделать с помощью строительной техники. Трактор сможет не только аккуратно снять верхний плодородный слой почвы, но и складировать снятое в отдельном месте. С помощью техники можно провести дополнительные планировочные работы на участке. Глубина снятия — от 35 см.
Отметим, что могут применяться разные схемы устройства площадки под парковку для автомобиля, где верхний слой мостится тротуарной плиткой. В зависимости от выбранной схемы, придется вынуть грунт на глубину до 65 см.
Стандартные схемы устройства пирога в котловане:
- оптимально для автомобиля, вес которого не превышает 3,5 тонны: 30 см слой из щебня крупной фракции, уплотнительная добавка из отсева — около 5 см, песчаная подушка (4 см), финишный слой — плитка толщиной 80 мм;
- если автомобиль весит более трех тонн: десятисантиметровая подушка из смеси песка и отсева, слой (30 см) из щебня крупной фракции, уплотнитель из мелкого щебня (10 см), песчаная подушка 4 см, финишный слой — тротуарная плитка 60-60 мм.
Дренажный слой или песчаная подушка
На утрамбованную почву необходимо ровным слоем уложить речной песок. Он не должен содержать неравномерных примесей. Несмотря на то, что песок плотный мелкофракционный материал, этот слой также потребует тщательной трамбовки. Не стоит жалеть сил и времени на этом этапе — чем качественнее будет утрамбовано основание, тем ровнее и крепче будет готовое основание.
На плотный слой песка укладывают современный материал — геотекстильное полотно. Оно должно пропускать влагу только в одну сторону, это поможет предотвратить вымывание.
Важно: задача геотекстиля — защитить котлован под парковку для автомобиля по всему периметру. Поэтому рулон раскладывают таким образом, чтобы края материала заходили на стены внахлест. Геотекстиль не даст подняться грунтовым водам и размыть парковку, нарушив целостность тротуарной брусчатки. Кроме того, он защитит площадку от прорастания сорняков.
Установка бордюров
Многие оставляют установку бордюрного ограждения площадки или проезда для автомобиля на конечный этап. Это не совсем верно. Если в планах значится приобретение и установка бордюров, необходимо выполнить мероприятия еще до того, как будет засыпан дренажный слой. Если оставить этот этап на конец монтажа площадки, велик риск нарушения целостности отдельных тротуарных плиток.
Совет: если высоты бордюрного камня не хватает для обозначения границ площадки под авто, проводят подсыпку песка и гравия.
Опытные специалисты рекомендуют использовать один из следующих вариантов крепления бордюра:
- по периметру участка выполняется небольшая траншея, в которую в дальнейшем выполняется заливка бетонной ленты. Она станет прочным основанием для бордюра;
- крепление бордюра площадки для автомобиля снаружи выполняют с помощью подпорок, изнутри фиксация проводится слоями пирога из сыпучих строительных материалов.
Второй вариант считается более легким в исполнении и предпочтительным. Он не предусматривает дополнительных бетонных работ в организации парковки из тротуарной плитки. Кроме того, фиксирование бордюра материалами дренажного слоя позволяет сохранить необходимую минимальную подвижность плиток, которые укладываются на финишном слое.
Совет: для вариантов установки, когда дорожка имеет поворот понадобится дополнительный инструмент — гриндер с диском по камню. бордюрный камень режут на 4 части, из которых формируют поворот. Между частями оставляют шов в 5-10 мм, который заполняют раствором.
Установка водостоков
Если вы планируете мыть машину на парковке или она не оборудована навесом, стоит предусмотреть систему водостоков. Монтаж водосточных желобов возможен только в том случае, если основанием для площадки из тротуарной плитки послужит бетонная плита. Последняя должна заливаться с отклонением в 5 % от уровня. Необходимо будет предусмотреть один или два желоба (посредине площадки для автомобиля или по боками на уровне колес). В них в дальнейшем будет смонтирован пластиковый желоб, который накрывается металлической решеткой. На рынке можно найти варианты с пластиковой, но для парковки авто предпочтительнее металлический вариант.
Важно будет предусмотреть куда именно будет отводиться вода — желоб можно включить в общую систему водоотведения дома или просто вывести за пределы участка в канаву.
Основание
Основные вопросы у тех, кто планирует делать площадку под автомобиль своими руками вызывает вопрос о типе основания. Основой может стать как бетонная плита, так и песчаная подушка.
Стяжка: когда необходимо делать?
Бетонное основание многим кажется самым прочным и просто необходимым для парковки, на которую в конечном итоге будет уложена тротуарная брусчатка. Недостатком бетонной плиты является ее дороговизна. Особенно актуален этот минус в ситуациях, когда площадь парковки под автомобиль большая, к ней организуется проезд или подъезд. Кроме того, в случае самостоятельной организации парковочного места многие предпочитают избегать бетонных работ.
Еще один минус — бетон влагонепроницаем. Это значит, что со временем такая подушка потрескается, как результат — трещины деформация тротуарной финишной плитки.
Чтобы избежать таких неприятностей, важно предусмотреть систему водоотводов и выполнить плиту под уклоном (5 %). Естественно, что уклон должен “смотреть” в обратную от основной постройки сторону.
Водоотводы в бетонной подушке представляют собой деревянные или асбестовые планки, которые при заливке помещают прямо в толщу раствора. Минимальное расстояние между водоотводами — три метра.
Основание в виде песчаной подушки
Вместо бетонной плиты на дренажный слой может быть уложена песчаная подушка. Правила укладки для площадки с покрытием из тротуарной плитки:
- на дренажный слой укладывают слой песка (7-10 см). Слой проливают водой и тщательно трамбуют. Влага повышает плотность и вес песка, поэтому работы по уплотнению будут более эффективны;
- поверх подушки устраивают слой (5-7 см) из смеси цемента и просеянного песка (1:4). Слой с вяжущей составляющей выравнивают строительным правилом, трамбуют.
Укладка плитки
Когда основание под парковку для автомобиля готово, можно приступать к укладке финишной тротуарной плитки.
Важно: прежде, чем приступать к работам с плиткой, необходимо дождаться полного высыхания основы. Тротуарная брусчатка монтируется только на сухую основу.
Основные правила:
- укладку производят от края бордюра (или траншеи, которой обозначена граница площадки);
- по периметру натягивают шнур, чтобы обозначить высоту укладки тротуарной брусчатки;
- первый ряд плитки выкладывают вдоль бордюра, второй — перпендикулярно движению автомобиля;
- укладку проводят сегментарно — по 1 кв. м.;
- для уплотнения тротуарных плиток используют киянку;
- в ходе укладки тротуарных квадратов проводят проверку уровня, корректируя киянкой высоту при необходимости;
- если отдельные сегменты расположены слишком низко относительно других, коррекцию проводят путем подсыпки песчаной смеси;
- Если монтаж ведется на песчаную подушку, между плитками не оставляют зазор (минимальный). Если на бетон — шов должен быть не более 5 мм.
Заделка швов
Несмотря на то, что вы оставите минимальный зазор между плитками, он все равно несколько увеличится. Чтобы зафиксировать финишное основание из тротуарной брусчатки, необходимо провести заделку швов. Для этого прямо по поверхности раскидывают равномерным слоем цементную смесь марки М300. Чтобы заполнить швы, ее аккуратно распределяют щеткой.
Если осадков не намечается, поверхность площадки для автомобиля можно увлажнить через 2-3 дня. Влага вступает в реакцию с цементом, он схватится. Через пару дней уже можно будет пользоваться стоянкой, не боясь, что тротуарная плитка потрескается под весом автомобиля.
Финишный этап
При обнаружении неплотностей между отдельными тротуарными плитками их заполняют песком. Это повысит прочность расстояния между швами.
В завершении рекомендуется убраться на территории, чтобы выделить все несовершенства выполненных работ и исправить их.
Заключение
Ничего сложного в организации парковочного места для автомобиля с финишным покрытием из тротуарной плитки нет. Главное — изучить все нюансы, продумать состав пирога, выбрать плитку правильной толщины и размера. Учтите, что земляные работы, монтаж самой плитки нужно производить в сухую теплую погоду. Не стоит заменять тротуарную брусчатку кирпичом или подобным материалом. Он менее прочен, не подходит не только для стоянки автомобиля, но и для пешеходной дорожки.